Изменения в КОАП РФ

Дата публикации: 07.09.2011

13 августа 2010 г. с выходом Федеральных законов от 27.07.2010 N N 229-ФЗ, 239-ФЗ в КоАП РФ были внесены значительные изменения. В данной статье рассмотрим наиболее важные из них, которые так или иначе касаются индивидуальных предпринимателей.

Вместо штрафа — предупреждение

В ст. 3.2 КоАП РФ приведен перечень наказаний, которые могут быть применены к хозяйствующим субъектам за совершение административных правонарушений. В частности, это:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Федеральный закон N 239-ФЗ расширил понятие «предупреждение», внеся соответствующие поправки в ст. 3.4 КоАП РФ.

Так, согласно новой редакции указанной нормы под предупреждением понимается мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Данная мера ответственности выражается в письменной форме.

Рассмотрим, в отношении каких правонарушений предприниматель, согласно КоАП РФ, может обойтись без штрафа, получив только письменное предупреждение. Назовем наиболее распространенные из них:

  • осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (абз. 2 п. 3 ст. 14.1);
  • продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил (абз. 2 п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 14.4);
  • продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе либо неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ (абз. 2 п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 14.5);
  • нарушение иных прав потребителей (абз. 2 п. 1 ст. 14.8);
  • нарушение правил продажи отдельных видов товаров (абз. 2 ст. 14.15);
  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (абз. 2 п. 1 ст. 15.3);
  • нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации (абз. 2 ст. 15.4);
  • нарушение сроков представления налоговой декларации (абз. 2 ст. 15.5);
  • неповиновение законному распоряжению контролирующего органа (абз. 2 п. 1 ст. 19.4);
  • непредставление сведений (информации) (абз. 2 ст. 19.7);
  • нарушение требований технических регламентов, государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора (абз. 2 п. 1 ст. 19.19).
    Кроме того, в соответствии с КоАП РФ избежать штрафа, получив на первый раз предупреждение, можно за:
  • нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна (абз. 2 ст. 7.18);
  • эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (абз. 2 ст. 8.23);
  • нарушение правил заготовки древесины (абз. 2 п. 1 ст. 8.25);
  • нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования (абз. 2 ст. 9.3);
  • изготовление, реализацию или эксплуатацию технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех (абз. 2 ст. 13.8).

А также преимущественно для предпринимателей-сельхозпроизводителей за такие нарушения, как:

  • нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками (абз. 2 ст. 10.1);
  • проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (абз. 2 ст. 10.9);
  • реализация или использование в целях воспроизводства племенной продукции (материала) с нарушением требований, установленных законодательством о племенном животноводстве (абз. 2 п. 1 ст. 10.11);
  • нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений (абз. 2 ст. 10.12);
  • нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений (абз. 2 ст. 10.13).

Неповиновение контролерам подорожало

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование выполнению этим должностным лицом служебных обязанностей подорожало в два раза. В частности, данная самодеятельность может обойтись индивидуальному предпринимателю штрафом от 2000 до 4000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ), раньше - от 1000 до 2000 руб.

О начале ведения бизнеса надо предупреждать

Законодатели добавили в КоАП РФ норму, предусматривающую ответственность хозяйствующих субъектов за непредставление уведомления о начале предпринимательской деятельности (ст. 19.7.5-1 КоАП РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти.
Правила уведомления утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584. В Приложениях к данным Правилам приведены бланк уведомления и Перечень видов деятельности, о которых нужно информировать контролирующие органы.

К таким видам отнесены, в частности:

  • гостиничные услуги, а также услуги по временному размещению и обеспечению временного проживания;
  • бытовые услуги;
  • услуги общественного питания организаций общественного питания;
  • розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);
  • оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);
  • услуги по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
  • услуги по перевозкам грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше 2,5 т (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
  • производство текстильных материалов, швейных изделий;
  • производство одежды;
  • производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви;
  • обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели;
  • издательская и полиграфическая деятельность;
  • деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в целях защиты государственной тайны);
  • производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;
  • производство молока и молочной продукции;
  • производство соковой продукции из фруктов и овощей;
  • производство масложировой продукции;
  • производство сахара;
  • производство мукомольной продукции;
  • производство безалкогольных напитков.

Представлять необходимые сведения нужно до начала фактического оказания услуг (выполнения работ). Непредставление уведомления обойдется для ПБОЮЛ штрафом от 3000 до 5000 руб. За неверные сведения в документе с предпринимателя могут снять от 5000 до 10 000 руб.

Следует отметить, что уведомлять уполномоченные органы исполнительной власти необходимо также при изменении места жительства индивидуального предпринимателя (пп. 2 п. 6 ст. 8 Федерального закона N 294-ФЗ). Для этого у ИП есть 10 дней с даты изменения места жительства. Специального штрафа за непредставление данной информации не предусмотрено, а значит, применяется общая санкция: в таком случае штраф для ПБОЮЛ составит от 300 до 500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Контролеров приструнили

Законодатели Федеральным законом N 239-ФЗ ввели в КоАП РФ норму, предусматривающую ответственность за нарушения, допущенные проверяющими из различных госорганов (к примеру, из СЭС, пожарных и трудовых инспекций, службы ветеринарного и фитосанитарного надзора) в ходе плановых и внеплановых не налоговых проверок индивидуальных предпринимателей (ст. 19.6.1 КоАП РФ), а именно за:

  • проведение проверки при отсутствии на то оснований (например, когда со дня государственной регистрации ПБОЮЛ прошло менее 3 лет (пп. 1 п. 8 ст. 9);
  • нарушение сроков проведения проверки (ст. 13);
  • проведение внеплановой выездной проверки без согласования с органами прокуратуры (п. 5 ст. 10);
  • проведение проверки без распоряжения руководителя контрольно-надзорного органа или его заместителя (ст. 14);
  • непредставление предпринимателю экземпляра акта проведенной проверки (п. 4 ст. 16);
  • проведение проверки с привлечением неаккредитованных экспертов (п. 7 ст. 2);
  • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план (п. 3 ст. 9).

    Таким образом, если у предпринимателя будет проходить неналоговая проверка и в ходе нее контролеры допустят одно из перечисленных нарушений, чтобы призвать их к ответу, он может пожаловаться в свою прокуратуру (районную, межрайонную, городскую или областную). Именно она возбуждает административные дела по таким нарушениям (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

    Административная ответственность за вышеперечисленные правонарушения может быть выражена в виде предупреждения либо штрафа от 3000 до 5000 руб., а при повторном совершении какого-либо из этих нарушений - только штрафа от 5000 до 10 000 руб.

Не пустил проверяющего на порог - плати штраф

Федеральным законом N 229-ФЗ в КоАП РФ законодатели ввели новую ст. 19.7.6 «Незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка».

Согласно данной норме незаконный отказ в доступе, а равно незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет наложение административного штрафа на предпринимателя в размере 10 000 руб.

Дела о таких административных правонарушениях будут рассматриваться налоговыми органами.

Напомним, что данные нововведения начали действовать с 02.09.2010.

ПС Консультант Плюс

Все публикации