Интернет-магазин — активно развивающийся способ дистанционной торговли

Дата публикации: 23.05.2016

Дистанционная торговля

Интернет-магазин — активно развивающийся способ дистанционной торговли, и все больше клиентов ищут товары и совершают покупки именно через всемирную паутину. А когда есть спрос, развивается и предложение — с каждым годом количество интернет-магазинов увеличивается и каждый старается предложить лучшие по сравнению с конкурентами условия покупки. Чем же регулируется дистанционная торговля и как защищен покупатель?

Согласно данным консалтинговой компании J’son & Partners Consulting, рост рынка интернет-торговли Российской Федерации с 2009 по 2014 гг. составлял в среднем 42,5%. По итогам 2014 г. объем интернет-торговли вырос на 27%, до 683 млрд. руб. Общее количество интернет-магазинов в рунете оценивается в 40 000 штук.
Эксперты J’son & Partners Consulting отмечают также еще одну тенденцию — наличные деньги по-прежнему остаются основным средством оплаты заказов в интернет-магазине. Впрочем, потребители стали больше доверять электронным способам оплаты. Так, в первой половине 2014 г. доля электронных платежей выросла вдвое. Наличными оплачивались 65% покупок, 25% — банковскими картами, а 10% — электронными деньгами (Yandex.Money, WebMoney, Qiwi и пр.).

Таким образом, можно удостовериться, что дистанционная торговля уверенно и стабильно развивается.

Правовые позиции

В российском законодательстве отсутствует специальный нормативно-правовой акт, регулирующий деятельность интернет-магазинов. Однако торговля, даже посредством сети Интернет, остается торговлей и подчиняется соответствующим законам РФ.

Самым подробным нормативно-правовым актом, регулирующим дистанционную продажу товаров, является Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». При этом онлайн-продажи также регулируются Гражданским кодексом РФ , Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и иными актами, например ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

Основа любого онлайн-магазина — сайт, без которого он просто не может существовать. Однако для ведения дистанционной торговли одного сайта недостаточно: необходимо зарегистрироваться в качестве ИП или юрлица в соответствии с существующим порядком, установленным ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, Интернета, сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора, признается продажей товаров дистанционным способом. Таким образом, реализация товаров через интернет-магазин является одной из форм дистанционной торговли, осуществляемой посредством публичной оферты.
Согласно п. 12 Правил N 612, продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании.
П. 2 ст. 429 ГК РФ устанавливает, что, принимая предложение, покупатель сообщает о своем согласии с предложением, т.е. выражает акцепт. Таким образом, совершая действие (заказ товара, его оплату), покупатель заключает сделку с продавцом.
Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. С этого времени у продавца возникают соответствующие обязательства по передаче товара в порядке и сроки, которые установлены в договоре.

При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара.

Важно отметить, что не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.

Право на информацию

Онлайн-торговля обязывает продавца до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Информация о товаре, включая условия его эксплуатации и правила хранения, доводится до покупателя путем размещения на товаре, на электронных носителях, прикладываемых к товару, в самом товаре (на электронной плате внутри товара в разделе меню), на таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации или иным способом. Сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров включают в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Кроме того, потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о порядке и сроках возврата товара.

Нарушение права потребителя на информацию является административным правонарушением и в соответствии со ст. 14.8 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей; на юрлиц — от 5000 до 10 000 рублей.
Кроме того, предоставление покупателю неверной информации о товаре может сослужить продавцу плохую службу.

Возврат товара

Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
При отказе покупателя от товара продавец должен вернуть ему сумму, уплаченную покупателем, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

Нередко происходят случаи, когда купленный товар оказывается некачественным. В данном случае покупатель вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.



Покупатель также вправе потребовать и полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Режим налогообложения интернет-магазина

Какой режим выбрать организациям, которые занимаются дистанционной торговлей?

Наиболее оптимальным вариантом будет упрощенная система налогообложения. Этот режим налогообложения может применяться как для ООО, так и для ИП.
Она бывает двух видов:

  • 6% — платится только с дохода, который получит предприниматель. Если вы сами производите товар, например украшения, где затратная часть маленькая, а потом его продаете, то в данном случае выгоднее 6%;
  • 15% — платится с разницы между доходами и расходами (но не менее 1% с оборота). Если вы закупаете товар, а потом его перепродаете, то выгоднее этот вариант УСН, т.к. затратная часть высокая.



Невыгодна общая система налогообложения, т.к. эта система предполагает большую налоговую нагрузку: уплату НДС и налога на прибыль.

Патентную систему налогообложения интернет-магазин не может применять согласно ст. 346.43.3 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

ЕНВД также применяться не может, т.к. реализация товаров по образцам и каталогам через Интернет вне стационарной торговой сети не признается розничной торговлей и на уплату ЕНВД не переводится, о чем прямо указано в ст. 346.27 НК РФ. Минфин России в письме от 04.12.2012 N 03-11-11/357 подтверждает это.

По материалам ПС Консультант Плюс

Все публикации