Особенности ведения учета в интернет-бизнесе

Дата публикации: 18.02.2015

Интернет дает неограниченные возможности, в том числе для ведения предпринимательской деятельности. Наиболее распространенными формами являются интернет-магазины, реклама, создание, поддержка и раскрутка сайтов. Законодательно учет и отчетность в интернет-бизнесе регулируется общими нормами и не имеет специального регулирования.

Для ведения интернет-бизнеса компании и предприниматели либо разрабатывают и поддерживают свой сайт самостоятельно, либо пользуются услугами сторонних организаций.

Интернет-сайт неразрывно связан с объектами интеллектуальной собственности, отнесенными законодательством к объектам авторских прав пп. 2 п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса РФ. Авторские права распространяются на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы (ст. 1261 Гражданского кодекса РФ).

Учет расходов на создание интернет-сайта

Если организация или индивидуальный предприниматель обладают исключительными правами на интернет-сайт, то он учитывается как нематериальный актив. Для учета в целях налогообложения он должен использоваться в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд в течение длительного времени (свыше 12 месяцев) и приносить определенный доход. Кроме того, должны иметься в наличии надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие существование самого нематериального актива и наличие у налогоплательщика исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (п. 3 ст. 257 НК РФ).

В случае отсутствия исключительных прав расходы на содержание сайта будут учитываться на основании договоров о предоставлении прав на использование интернет-ресурса, оказание услуг по разработке и поддержке работы программного комплекса.

При этом учет расходов ведется в зависимости от того, какая информация размещается на сайте (Письмо УФНС России по г. Москве от 16 декабря 2011 г. N 20-14/2/122096@).

Если интернет-ресурс необходим для осуществления основной деятельности организации (то есть создан не только с одной лишь рекламной целью), то затраты на его создание и содержание могут быть приняты в целях налогообложения как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, на основании ст. 264 НК РФ. В этом случае лицензионные платежи за право пользования программным продуктом будут учитываться на основании пп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Если компании или предпринимателю не принадлежат исключительные права на созданный интернет-сайт и на сайте размещена информация о деятельности, носящая рекламный характер, то расходы по созданию сайта учитываются в целях налогообложения как расходы на рекламу.

Учет расходов на рекламу в Интернете

В целях налогообложения расходы на рекламу в Интернете делятся на нормируемые (признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации) и ненормируемые.
Ненормируемые должны отвечать требованиям п. 4 ст. 264 НК РФ.
Минфин России, в частности, подтвердил, что к ненормируемой рекламе относятся следующие расходы:

  • на размещение рекламной продукции в Интернете, содержащей рекламную информацию об организации или отдельных услугах, оказываемых организацией;
  • на размещение рекламной информации о реализуемой продукции;
  • связанные с трансляцией видео-, аудиороликов через средства массовой информации, включая интернет-ресурсы;
  • на продвижение сайта;
  • на размещение товарного знака в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации;
  • услуги по продвижению сайтов в сети Интернет, оптимизации сайтов для поисковых систем, выведению сайтов на высокие позиции в поисковых системах (ТОП-10), правильному оформлению и настройке сайтов для индексации поисковыми системами.

Если распространение рекламы осуществляется путем использования программного обеспечения, без передачи рекламной информации через телекоммуникационные каналы связи, затраты на размещение рекламных баннеров в целях налогообложения прибыли включаются в состав расходов на рекламу, учитываемых в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
Примечание. ...реальность размещения рекламы в Интернете может быть подтверждена скриншотами или статистическими отчетами о количестве показов и видах показанных баннеров...

ЕНВД в интернет-торговле

В целях применения ЕНВД под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи (ст. 346.27 НК РФ). К данному виду предпринимательской деятельности НК РФ не относит, в частности, реализацию товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в т.ч. в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети), что на первый взгляд исключает интернет-магазины.

ЕНВД не будет применяться в интернет-магазинах, где продажа товаров осуществляется по образцам и каталогам с использованием компьютерных сетей, а товар доставляется покупателю почтой или курьером.

Но «вмененка» вполне применима в случае розничной торговли товарами через стационарные объекты организации торговли, имеющие и не имеющие торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети, что не исключает применения для этого интернет-ресурсов.

Изложенную позицию подтверждает Минфин России. В Письме от 7 марта 2012 г. N 03-11-11/77 отмечено: если розничная торговля товарами по образцам, выставленным на интернет-сайте, осуществляется через объект торговли, который согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам является объектом стационарной торговой сети, то такая деятельность в целях применения гл. 26.3 НК РФ может быть признана розничной торговлей и переведена на уплату ЕНВД.

Минфин России в этом же Письме отмечает, что может быть переведена на уплату ЕНВД предпринимательская деятельность по реализации товаров через специальные терминалы, установленные в объектах стационарной торговой сети, на территории которых осуществляются расчеты за выбранные покупателями товары (заключаются сделки розничной купли-продажи). Однако торговля товарами, осуществляемая посредством заказа покупателями товаров через специальные терминалы, установленные в помещениях, не относящихся к объектам стационарной торговой сети, не признается розничной торговлей и на уплату ЕНВД не переводится.

В рассмотренном Письме делается акцент на то, что объект торговли должен являться объектом стационарной торговой сети согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам, в противном случае он не может быть переведен на ЕНВД. Так, не может быть переведена на ЕНВД деятельность при реализации товаров через помещение офиса или склада, что подтверждается в Письме Минфина России от 21 марта 2012 г. N 03-11-11/94.

В случае осуществления интернет-торговли путем принятия заказов через интернет-ресурс и доставки товаров покупателю на дом и в офис ЕНВД не может применяться к реализации товаров, но может быть применен к услугам их доставки. Для этого необходимо соблюсти требования гл. 26.3 НК РФ.
Примечание. ...в некоторых случаях ЕНВД не может применяться к реализации товаров, но применим к услугам их доставки...

По материалам ПС Консультант Плюс

Все публикации