УСН или общий режим: что выбрать в 2011 году? (часть 3)

Дата публикации: 17.03.2011

Недостатки УСН не сравнить с ее преимуществами
Нет идеальных налоговых режимов, поэтому несколько слов о недочетах «упрощенки».

Первый: счета-фактуры без НДС. На наш взгляд, это главный недостаток. Отсутствие обязанности по уплате НДС — плюс для «упрощенцев» и минус — для их контрагентов, применяющих общий режим. Дело в том, что плательщики НДС имеют право принять «входной» налог по приобретенным товарам, работам и услугам к вычету (то есть уменьшить сумму налога к уплате в бюджет). Однако лишь в том случае, если поставщик или подрядчик выдаст счет-фактуру с выделенным НДС. «Упрощенцы» счета-фактуры выписывать не должны, и это может оттолкнуть от них потенциальных покупателей и заказчиков. Справедливое рассуждение, если не принимать во внимание возможность подобный недочет компенсировать ценой предложения. Поясним.

«Упрощенцы» имеют более низкую налоговую нагрузку, следовательно, могут конкурировать с поставщиками на общем режиме, установив более низкие цены (разница почти на сумму НДС!). Значит, покупать товар или заказывать работы (услуги) у «упрощенца» организации на общем режиме будет выгодно даже при потере «входного» налога.

Кстати, если деятельность компании на УСН направлена на удовлетворение потребностей населения, тот же недостаток оборачивается бесспорным плюсом, поскольку физические лица не являются плательщиками НДС и «входной» налог им к вычету принимать не нужно, а следовательно, они просто выберут товар по более низкой цене.

Второй: перечень расходов ограничен. Это касается «упрощенцев», выбравших объектом налогообложения доходы за вычетом расходов. Организации на общем режиме вправе снижать налоговую базу практически на все виды расходов, если они отвечают критериям, данным в пункте 1 статьи 252 НК РФ (за исключением затрат, перечисленных в статье 270 НК РФ). Для «упрощенцев» этого недостаточно. Принять к расходам можно лишь те затраты, которые упомянуты в перечне из пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. С одной стороны, это действительно недостаток. С другой — перечень расходов при УСН достаточно большой, и с начала существования данного налогового режима он постоянно расширяется. Так что неучитываемых расходов становится все меньше.

Количество отчетов при УСН — по-прежнему плюс?
Данный вопрос заслуживает отдельного рассмотрения, поскольку с 2011 года количество сдаваемых отчетов, возможно, изменилось в связи с реформой ЕСН. Иными словами, следует лишний раз проверить, осталось ли в числе преимуществ УСН еще и преимущество по минимальному числу формируемой отчетности.

Вычислим, к примеру, общее количество деклараций, отчетов и расчетов, которые придется сдавать организации при применении УСН и общего режима за год. Будем учитывать лишь те налоги и взносы, которые перечисляют все налогоплательщики (например, налог на добычу полезных ископаемых явно не в счет). И еще одно пояснение: количество и состав отчетов в органы статистики от применяемой системы налогообложения не зависят, поэтому их принимать во внимание не будем.

Индивидуальные предприниматели при УСН также будут сдавать меньше отчетов, чем при общем режиме, ситуация похожа.

«Упрощенцам» — десятка...

Начнем с главного, «упрощенного», налога: как уже отмечалось, отчитываться по нему нужно лишь раз в год.
Далее — страховые взносы. По взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также взносам от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний сдается отчет по форме-4 ФСС РФ. Он подается по окончании каждого квартала, то есть четыре раза в год (подп. 2 п. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).
Форма-4 ФСС РФ и форма РСВ-1 ПФР утверждены приказами Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 871н и от 12.11.2009 № 894н соответственно
По взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование подается один и тот же отчет — по форме РСВ-1 ПФР. Отчитываться по этой форме нужно также ежеквартально (подп. 1 п. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ), прибавляем еще четыре отчета в год.

Как налоговые агенты «упрощенцы» отчитываются еще и по НДФЛ, по окончании года представляя справки на каждого получателя доходов. Делается это один раз в год, поэтому считаем как один отчет.
Итак, минимальное количество отчетов при применении упрощенной системы — 10 (1 + 4 + 4 + 1).

Читайте также:

1 часть
2 часть
4 часть

Источник: http://www.26-2.ru/journal/archive/2010/11/kommentarii/centralni_vopros/usn_ili_obschii_rejim_chto_vybrat_v_2011_godu_129743.phtml

Все публикации