Порядок проведения спецоценки рабочих мест

Дата публикации: 16.05.2014

С 2014 г. все компании обязаны проводить специальную оценку рабочих мест и по ее результатам уплачивать дополнительные тарифы по страховым взносам. Такое требование предусмотрено Законами N N 426-ФЗ и 421-ФЗ. Однако до сих пор было непонятно, как именно нужно проводить спецоценку. Ведь Методика ее проведения утверждена совсем недавно.

С 2014 г. вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
В Трудовой кодекс РФ внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.
Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда.
При этом вредные условия труда (3 класс) подразделяются на 4 подкласса, соответствующих определенной степени вредности:

  • подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени);
  • подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени);
  • подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени);
  • подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени).

Специальная оценка проводится раз в пять лет в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями.
Следовательно, все компании вне зависимости от формы собственности и вида деятельности должны провести специальную оценку условий труда.
Напомним, что ранее аттестацию рабочих мест можно было не проводить в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах.

Методика проведения спецоценки

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Методикой ее проведения.
Указанная Методика утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. Документ вступил в силу с 08.04.2014. До указанной даты контролирующие органы не вправе были требовать от работодателей незамедлительного проведения специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест.
При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, но не более чем до 31.12.2018.
Методикой утверждены требования к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов.
Работодателю важно проводить идентификацию потенциально вредных или опасных производственных факторов.
Итак, идентификация включает в себя следующие этапы:

  • выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
  • сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ;
  • принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;
  • оформление результатов идентификации.

Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда, куда входят представители работодателя.
Источники вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте выявляются путем изучения представляемых работодателем:

  • технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;
  • технологической документации, характеристик технологического процесса;
  • должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника;
  • проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
  • характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);
  • деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;
  • результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.

Указанные сведения предоставляются работодателем при их наличии.
Выявление источников вредных и (или) опасных факторов может также проводиться путем осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми работником в режиме штатной работы, а также путем опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.
Если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не найдены, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми. В этом случае исследования и измерения не проводятся и работодатель подает в территориальный орган Роструда декларацию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Доптарифы

В целях реализации Закона N 426-ФЗ положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ внесены изменения в ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ. Так, устанавливается, что в зависимости от результатов специальной оценки условий труда применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд.

Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР

Класс условий трудаПодкласс условий трудаДополнительный тариф страхового взноса, %
Опасный48,0
Вредный3.47,0
3.36,0
3.24,0
3.12,0
Допустимый20,0
Оптимальный10,0

По материалам ПС Консультант Плюс

Все публикации