Налогообложение предпринимателя: чем дальше, тем сложнее

Дата публикации: 29.01.2014

В последнее время законодатели подготовили ряд поправок в порядок проведения мероприятий налогового контроля, которые дают контролерам дополнительные права при проведении проверок деклараций. Перед уходом на летние каникулы депутаты утвердили данные изменения в законодательных актах, которые подписал Президент.
Мы ознакомим вас с основными нововведениями, которые необходимо иметь в виду индивидуальным предпринимателям, некоторые — уже в ближайшее время.

Контроль за счетами физических лиц

В п. 2 ст. 11 НК РФ приведен перечень понятий, которые используются при налоговых отношениях. В частности, счетами называются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета.
В соответствии с Федеральным законом N 134-ФЗ данное определение с 01.01.2014 упрощается, из него исключено дополнительное условие для таких счетов: возможность зачисления на них и расходования с них денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

Таким образом, теперь большую часть контрольных мероприятий в отношении банковских счетов налоговые органы могут применять ко многим типам подобных счетов (на что они ранее права не имели), например к банковскому счету физического лица.
Напомним, что согласно п. 1 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на него денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по нему.
Иными словами, любой счет предпринимателя, даже не используемый в предпринимательских целях, может быть подвергнут контрольным мероприятиям со стороны налогового органа, предусмотренным НК РФ.

Об участии в организациях в некоторых случаях можно не сообщать

Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны сообщать обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия. ФНС России в Письме от 29.12.2006 N ШТ-6-09/1275@ указала, что сообщения должны подавать физические лица в том случае, если они имеют статус индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с п. 4 ст. 66 ГК РФ предприниматели могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере.
В Федеральном законе N 248-ФЗ уточняется, что при участии налогоплательщика в российских хозяйственных товариществах и ООО ему больше не нужно будет сообщать об этом в налоговую службу.

К сведению. Налогоплательщики — физические лица, которые владеют акциями ОАО, по-прежнему должны будут сообщать в налоговые органы не только о приобретении таких акций, но и о случаях увеличения или уменьшения доли участия в них не позднее одного месяца со дня внесения соответствующей записи о зарегистрированном лице в реестр акционеров общества (Письма Минфина России от 01.11.2012 N 03-02-07/1-273, ФНС России от 20.11.2012 N ЕД-4-3/19533@).

Следите за почтовой корреспонденцией

Важное изменение внесено в ст. 31 НК РФ, определяющую права налоговых органов. Установлено, по каким адресам налоговикам теперь следует направлять корреспонденцию по почте. Для физических лиц по умолчанию это будет адрес места жительства. В то же время за ними будет закреплено право иметь адрес, отличный от адреса места жительства, по которому налоговики будут обязаны направлять корреспонденцию.
Этот адрес должен быть указан в ЕГРИП. Форма соответствующего заявления в ближайшее время будет утверждена ФНС, хотя, по нашему мнению, после вступления в силу Федерального закона N 134-ФЗ и до утверждения данной формы физические лица вправе сообщить о соответствующем адресе налоговикам в произвольной форме.
Следует учитывать, что на основании данной поправки налоговики будут исходить из того, что на шестой день после отсылки ими почтового отправления налогоплательщик получил корреспонденцию, независимо от фактической даты ее получения. Такой порядок доставки инспекцией документов налогоплательщику распространен на все случаи передачи их почтовым отправлением.

О приостановлении операций по счету

Пунктом 3 ст. 76 НК РФ сейчас предусмотрено, что налоговики могут приостановить операции налогоплательщика-организации по его счетам в банке, если тот в течение десяти дней после окончания установленного срока не представил декларацию в налоговый орган.
Правила, установленные ст. 76 НК РФ, согласно п. 11 данной статьи, применяются и к индивидуальным предпринимателям.
В соответствии с Федеральным законом N 134-ФЗ налоговый орган может принять такое решение в течение трех лет со дня окончания того же срока.
В то же время операции налогоплательщика по банковским счетам будут приостановлены в случае неисполнения им установленной п. 5.1, введенным в ст. 23 НК РФ, обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган в течение шести дней с даты их отправки налоговым органом. Данная обязанность вводится Федеральным законом N 134-ФЗ для лиц, которые согласно НК РФ должны представлять налоговые декларации в электронной форме, правда, она вступит в силу только с 01.01.2015.
Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме. Кроме того, в соответствии с поправками, внесенными в данный пункт Федеральным законом N 134-ФЗ, обязанность представлять декларацию в электронном виде с 01.01.2014 будет установлена для всех плательщиков НДС.

Примечание. Обязанность по сдаче деклараций по НДС в электронной форме вводится с 01.01.2014.

Данное правило не будет распространяться только на налоговых агентов, не являющихся налогоплательщиками или признаваемых налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, да и то лишь в случае, когда они не выставляют и (или) не получают счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.
С 01.01.2015 Налоговым кодексом будет также предусмотрена прямая возможность приостановки операции по счетам лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, которые, не являясь плательщиками какого-либо налога, все-таки по определенной причине обязаны представить декларацию по нему. Нередко в такой ситуации оказываются лица, находящиеся на специальном налоговом режиме, но осуществившие отгрузку товаров (выполнившие работы, оказавшие услуги) с учетом НДС (изменен п. 11 ст. 76 НК РФ).

Декларация по НДС изменится

Налоговики, разрабатывая форму налоговой декларации, не вправе включать в нее сведения, не связанные с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за некоторым исключением (п. 7 ст. 80 НК РФ): теперь в их число добавлены сведения, подлежащие отражению в налоговой декларации в соответствии с гл. 21 НК РФ. Бесспорно, налоговики воспользуются этим, и можно ожидать увеличения количества сведений, которые подлежат указанию в декларации по НДС.

«Камералка» идет — извольте объясниться

Индивидуальные предприниматели, как и другие налогоплательщики, столкнутся с тем, что у налоговых органов появится значительно больше прав при проведении камеральных проверок налоговых деклараций.
Теперь налоговики смогут потребовать объяснений от налогоплательщика по итогам камеральной проверки поданной им налоговой декларации, если в уточненной декларации (расчете) уменьшена сумма налога по сравнению с первоначальной. А если в декларации, в том числе в той, которая представлена первоначально, заявлена сумма убытка, налогоплательщику придется каким-то образом обосновать его размер (дополнены п. п. 3 и 4 ст. 88 НК РФ).
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, если:

  • подана уточненная налоговая декларация (расчет) по истечении двух лет со дня, установленного для подачи декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период;
  • в этой декларации уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией (расчетом) (новый п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

Отметим, что указанные изменения в ст. 88 НК РФ вступят в силу с 01.01.2014.
Кроме того, в п. 8.1 ст. 88 НК РФ теперь говорится, что если налоговый орган, сравнив сведения, содержащиеся в декларациях по НДС (в журнале учета полученных или выставленных счетов-фактур, представленных в инспекцию лицом, на которого возложена такая обязанность в соответствии с гл. 21 НК РФ) разных налогоплательщиков, найдет в них противоречия и расхождения, он использует этот факт как основание для истребования у налогоплательщика всевозможных документов, касающихся соответствующих операций. Эта возможность появится у налоговиков с 01.01.2015.
В указанном случае, а также при подаче заявления на возмещение налога с названной даты налоговый орган получит право доступа в помещения налогоплательщика и их осмотра.
Наконец, уже по истечении одного месяца после официального опубликования Федерального закона N 134-ФЗ, то есть с 30.07.2013, чиновники смогут истребовать документы (информацию) у всех участников конкретной сделки или иных лиц, располагающих такими документами (информацией) (изменены п. 1 ст. 91, п. п. 1 и 2 ст. 92, п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Кто теперь дополнительно отчитается по НДС?

Федеральным законом N 134-ФЗ в ст. 169 НК РФ введен новый п. 3.1. Он предусматривает для комиссионеров и агентов, не являющихся плательщиками НДС, обязанность вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. Данное изменение вступит в силу с 01.01.2014.
Книги покупок и продаж они по-прежнему не будут вести, так как не уплачивают налог в бюджет.

При этом им придется представлять журнал в налоговый орган, причем только в электронной форме и в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (новый п. 5.2 ст. 174 НК РФ).
Аналогичная обязанность установлена для налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не признаваемых налоговыми агентами, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.
Такая обязанность для комиссионеров и агентов вступит в силу с 01.01.2015.
Уточнена формулировка п. 5 ст. 174 НК РФ, из которой теперь определенно следует, что декларацию по НДС представляют как налогоплательщики, так и все лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, включая лиц, не являющихся плательщиками НДС, но обязанных исчислить налог при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением НДС.

Налоги считайте без копеек

С 01.01.2014 сумма налога должна исчисляться в полных рублях. В новом п. 6 ст. 52 НК РФ приведено общее правило: сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а сумма налога 50 коп. и более округляется до полного рубля. Пока это обязательно только в отношении НДФЛ (п. 4 ст. 225 НК РФ с указанной даты утратит силу).

Расширится использование банковской гарантии

В п. 1 ст. 72 НК РФ будет установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается не только залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика, но и банковской гарантией. Как это будет происходить, подробно говорится в новой ст. 74.1 НК РФ.
Следует иметь в виду, что действие данной статьи будет распространяться на все случаи обеспечения банковской гарантией обязанности по уплате налога, сборов, пени, штрафов, предусмотренные Налоговым кодексом (например, указанные в пп. 1 п. 11 ст. 101 или ст. 176.1 НК РФ).

Примечание. Новые условия использования банковской гарантии устанавливаются с 01.10.2013 и применяются к тем, которые выданы после вступления в силу Федерального закона N 248-ФЗ.

В ст. 176.1 НК РФ, которая устанавливает такую обязанность как одно из условий обеспечения права на применение заявительного порядка возмещения НДС, дана ссылка на ст. 74.1 НК РФ. В ней для банковских гарантий, которые выдаются для обеспечения заявительного порядка возмещения НДС, сохраняются два особых требования:

  • срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению;
  • сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджеты бюджетной системы РФ в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению.

Другие требования, которые до настоящего времени предъявлялись к банковской гарантии, содержавшиеся в п. 6 ст. 176.1 НК РФ, почти в неизменном виде будут приведены в п. 5 ст. 74.1 НК РФ, то есть по-прежнему будут относиться и к банковским гарантиям, выдаваемым для обеспечения заявительного порядка возмещения НДС (утратили силу п. п. 5, 6, 21 ст. 176.1 НК РФ).

Заявление о зачете или возврате НДС нужно подать в срок

В ст. 78 НК РФ говорится, в каком порядке происходит зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа. Теперь с 01.10.2013 согласно изменениям, внесенным в п. 14 данной статьи, указанные в ней правила будут распространяться и на зачет или возврат суммы НДС, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном п. 11.1 ст. 176 НК РФ (введен Федеральным законом N 248-ФЗ).
В этом пункте предусмотрена ситуация, когда налогоплательщик не представил заявление о зачете суммы НДС в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам (о возврате суммы налога на указанный банковский счет), подлежащей возмещению по решению налогового органа, до дня вынесения решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).

Сведения о численности будут сдавать не все

В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ индивидуальным предпринимателям, не привлекавшим в календарном году наемных работников, разрешено не сдавать сведения о среднесписочной численности работников за этот период. Напомним, что данная обязанность в настоящее время возложена на всех налогоплательщиков п. 3 ст. 80 НК РФ.

Грубое нарушение правил учета допускает и предприниматель

Статья 120 НК РФ предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, но согласно специальному указанию сейчас только для организаций. Против того, чтобы привлекать по указанной статье и предпринимателей, до сих пор в основном была арбитражная практика (см., например, Постановления ФАС ВВО от 15.10.2012 N А29-259/2012, ФАС ВСО от 20.03.2007 N А33-25876/05-Ф02-1457/07).
Согласно новой редакции данной нормы она будет распространяться не только на организации, но и на любое лицо, допустившее названное нарушение, в том числе на индивидуального предпринимателя. Изменения, внесенные в ст. 120 и п. 2 ст. 126 НК РФ, вступят в силу с 01.01.2014.

К сведению. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета либо налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Теперь слово «налогоплательщиков» из данного определения устранено, то есть его положения будут распространяться на всех лиц, совершивших перечисленные в нем действия (допустивших бездействие).

Аналогично п. 2 ст. 126 НК РФ можно сейчас применять только в отношении организаций, так как это в нем указано. Согласно данной норме штраф в 10 000 руб. установлен за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно за иное уклонение от представления таких документов либо за представление документов с заведомо недостоверными сведениями.
Теперь эта мера ответственности распространена на любых лиц, допустивших данное нарушение: на организации или индивидуальных предпринимателей. Для иных физических лиц установлен штраф в размере 1000 руб.

По материалам ПС Консультант Плюс

Все публикации