Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года. Часть 4

Дата публикации: 21.01.2013

Ежегодно налоговое законодательство претерпевает многочисленные изменения. Прошедший год не стал исключением, и ряд поправок, внесенных в Налоговый кодекс РФ в течение года, вступит в силу с 1 января 2013 г. Наиболее значимое изменение, касающееся всех налогоплательщиков-организаций, состоит в том, что в налоговый орган им нужно представлять только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (за исключением тех, которые не обязаны вести бухучет). Основная масса поправок направлена на стимулирование развития малого бизнеса, а также сельскохозяйственного производства. В связи с этим усовершенствованы действующие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) и введен новый — патентная система налогообложения, которая заменит действующую УСН на основе патента, применяемую индивидуальными предпринимателями в соответствии со ст. 346.25.1 НК РФ. Кроме того, ряд важных изменений касается налога на прибыль, налога на имущество организаций и госпошлин. Следует также выделить введение дополнительных тарифов страховых взносов для некоторых категорий плательщиков и повышение страховых взносов для предпринимателей.

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ,
Федеральный закон от 03.12.2012 N 243-ФЗ

1. Проидексирована предельная величина базы для начисления
страховых взносов во внебюджетные фонды

Предельная величина доходов, с которой уплачиваются взносы во внебюджетные фонды, ежегодно индексируется (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Размер указанной предельной величины определяется Правительством РФ.
С 1 января 2013 г. предельная величина, которая в 2012 г. равнялась 512 000 руб., индексируется в 1,11 раза (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276). При этом сумма 500 руб. и более округляется до тысячи, а менее 500 руб. отбрасывается. Соответственно, база для начисления взносов с выплат в пользу каждого физлица в 2013 г. не должна превышать 568 000 руб. Она определяется нарастающим итогом с начала календарного года (ч. 4 ст. 8 и ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

2. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных
категорий плательщиков

Пунктом 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин.
С 1 января 2013 г. работодатели таких лиц обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы по следующим тарифам (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ):
— в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ): 4 процента (2013 г.), 6 процентов (2014 г.), 9 процентов (2015 г. и далее);
— в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на работах, перечисленных в подп. 2 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (например, работа с тяжелыми условиями труда, работа в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью): 2 процента (2013 г.), 4 процента (2014 г.), 6 процентов (2015 г. и далее).
Дополнительные страховые взносы уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая установлена ч. 4 и 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ч. 3 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Другими словами, их необходимо перечислять по указанным тарифам независимо от того, превысила ли база по страховым взносам предельную величину, установленную на соответствующий год.
Следует отметить, что ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлена возможность освобождения плательщиков от уплаты указанных дополнительных страховых взносов. Такое освобождение может быть предоставлено по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, который будет установлен отдельным федеральным законом.

3. Значительно повышены страховые взносы
для индивидуальных предпринимателей

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой, уплачивают страховые взносы в ПФР и ФФОМС за себя (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ с 1 января 2013 г. изменен порядок исчисления страховых взносов указанными плательщиками. Напомним, что согласно ранее действовавшим правилам предприниматели уплачивали взносы исходя из стоимости страхового года, которая определялась путем умножения установленного на начало финансового года МРОТ на 12 и на соответствующий тариф (ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
С 1 января 2013 г. указанные плательщики перечисляют взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах.
Фиксированный размер взноса в ПФР определяется исходя из двукратного размера МРОТ, установленного на начало финансового года (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Таким образом, для расчета взноса в ПФР за год необходимо МРОТ умножить на два, на соответствующий тариф и на 12. Например, в 2013 г. предприниматели должны будут перечислить в ПФР 32 479 руб. 20 коп. (5 205×2 x 12×26%).
Фиксированный размер взноса в ФФОМС, как и ранее, определяется исходя из МРОТ — без умножения на два (ч. 1.2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Например, в 2013 г. предприниматели должны перечислить в ФФОМС 3 185 руб. 46 коп. (5 205×12×5,1%).
В указанном порядке исчисляют взносы и главы крестьянских (фермерских) хозяйств за себя и за каждого члена хозяйства (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

4. Установлены периоды, за которые предприниматели вправе
не уплачивать страховые взносы в фиксированном размере

С 1 января 2013 г. ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ дополнена ч. 6, согласно которой предприниматели, адвокаты и иные плательщики взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, вправе не исчислять и не уплачивать взносы за следующие периоды, в течение которых они не вели свою профессиональную деятельность:
— период прохождения военной службы по призыву (подп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ);
— период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет (подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ);
— период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет (подп. 6 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ);
— период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства (подп. 7 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ);
— период проживания за границей супругов работников, направленных, например, в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ (подп. 8 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
Если в расчетном периоде были месяцы, в течение которых указанные лица вели свою профессиональную деятельность, то им необходимо уплатить взносы пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых такая деятельность осуществлялась (ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Следует отметить, что отсутствие деятельности должно быть документально подтверждено (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

5. Скорректирован порядок признания иностранных
граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ,
застрахованными лицами в сфере обязательного
пенсионного страхования

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей с 1 января 2012 г.) на выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, начислялись пенсионные взносы, если с указанными лицами были заключены трудовые договоры на срок не менее шести месяцев или на неопределенный срок.
Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ данные правила скорректированы. Теперь указанные лица признаются застрахованными по обязательному пенсионному страхованию, если с ними заключены трудовые договоры на неопределенный срок, а также срочные трудовые договоры продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.
Напомним, что на выплаты в отношении указанных лиц пенсионные взносы начисляются по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения такого застрахованного лица (п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

6. Для предпринимателей, применяющих патентную систему
налогообложения, установлены пониженные тарифы
страховых взносов

Для большинства плательщиков, применяющих патентную систему, установлены пониженные тарифы страховых взносов, такие же, как при УСН. Однако предприниматели, которые сдают в аренду помещения, осуществляют розничную торговлю или оказывают услуги общепита, платят взносы по общеустановленным тарифам (п. 14 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ)
При этом важно заметить, что в гл. 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ не предусмотрена возможность уменьшения стоимости патента на размер страховых взносов на обязательное страхование. Это ухудшает положение налогоплательщиков, переходящих на патентную систему с 2013 г., по сравнению с предпринимателями, применявшими ранее УСН на основе патента.

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Федеральный закон от 25.02.2011 N 21-ФЗ,
Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ

1. С 1 января 2013 г. нельзя выбирать порядок исчисления
пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия
по уходу за ребенком

Напомним, что по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г., средний дневной заработок для исчисления пособий по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком мог определяться одним из следующих способов:
— по заявлению застрахованного лица исходя из среднего заработка за 12 последних месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая. Средний заработок делится на количество фактически отработанных дней (с учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС за 2010 г. — 415 000 руб.). Этот порядок расчета пособий применялся до 2011 г.;
— исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих году, в котором наступил страховой случай. Средний заработок делится на 730 (также с учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС за соответствующий год). Этот порядок расчета пособий действовал с 1 января 2011 г.
Указанный переходный период, в течение которого застрахованные лица были вправе выбирать порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособий, установлен ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ. Данный период закончился 1 января 2013 г.
В отношении страховых случаев, наступивших начиная с 1 января 2013 г., средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком необходимо определять по новым правилам, установленным ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ. Заработок работника за два календарных года, предшествующих тому, в котором наступил страховой случай, необходимо делить на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:
1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
2) дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом;
3) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ. Этот период не учитывается, если на сохраняемую заработную плату не начислялись взносы в ФСС РФ.
Следует отметить, что средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную предельную величину базы для начисления взносов в ФСС (ч. 3.2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

2. Индексация детских пособий в 2013 г.

С учетом темпов роста инфляции ежегодно индексируются пособия гражданам, имеющим детей. С 1 января 2013 г. коэффициент индексации указанных пособий составит 1,055. Как разъяснял ФСС РФ в Письме от 28.12.2011 N 14-03-18/05-16244, сумма пособия до целых рублей не округляется, а индексировать на установленный коэффициент следует величину пособия с учетом прошлогодней индексации. Таким образом, в 2013 г. необходимо исходить из следующих показателей:
— единовременное пособие при рождении ребенка — 13 087 руб. 61 коп. (12 405,32×1,055);
— пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности — 490 руб. 79 коп. (465,2×1,055);
— минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет: за первым ребенком — 2453 руб. 93 коп. (2326×1,055), за вторым и последующими детьми — 4907 руб. 85 коп. (4651,99×1,055).
Следует отметить, что индексация не применяется к ежемесячному пособию по уходу за ребенком, исчисленному из заработной платы в размере 40 процентов среднего заработка. На это обращает внимание и ФСС РФ (Письмо от 28.12.2011 N 14-03-18/05-16244).

Изменения, ухудшающие положение налогоплательщиков

  1. Увеличены ставки акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и прямогонный бензин (п. 1 ст. 193 НК РФ). >>>
  2. К подакцизным товарам отнесено топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки или вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия (подп. 11 п. 1 ст. 181 НК РФ). Ставка акциза составляет 5860 руб. за 1 т (п. 1 ст. 193 НК РФ). >>>
  3. Увеличена госпошлина за госрегистрацию прав и обременений на участки из земель сельскохозяйственного назначения, за предоставление лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, за выдачу дубликата лицензии (подп. 25, 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). >>>
  4. Введена госпошлина за выдачу документа о прохождении техосмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним в размере 300 руб. (подп. 41.2 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). >>>
  5. При нарушении срока подачи уведомления о переходе на уплату ЕСХН организации и предприниматели не признаются плательщиками ЕСХН (п. 3 ст. 346.3 НК РФ). >>>
  6. Уплаченная в бюджет сумма ЕСХН не включается в состав расходов при определении базы по данному налогу (подп. 23 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). >>>
  7. При прекращении деятельности, в отношении которой применялся ЕСХН, налогоплательщик обязан подать в инспекцию уведомление не позднее 15 дней с даты прекращения такой деятельности (п. 9 ст. 346.3 НК РФ). Уплатить налог и представить декларацию по ЕСХН в данном случае нужно не позднее 25 числа месяца, следующего за тем, в котором согласно соответствующему уведомлению прекращена деятельность в качестве сельхозтоваропроизводителя (п. 5 ст. 346.9, подп. 2 п. 2 ст. 346.10 НК РФ). >>>
  8. При непредставлении уведомления о переходе на УСН в установленный срок налогоплательщик не вправе применять данный спецрежим (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). >>>
  9. При утрате права на применение УСН уплатить налог и подать декларацию налогоплательщик должен не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право на применение данного спецрежима (п. 7 ст. 346.21, п. 3 ст. 346.23 НК РФ). >>>
  10. В случае прекращения деятельности, в отношении которой применялась УСН, налогоплательщик обязан подать в инспекцию уведомление не позднее 15 дней с даты прекращения такой деятельности (п. 8 ст. 346.13 НК РФ). Уплатить налог и представить декларацию по УСН в данном случае нужно не позднее 25 числа месяца, следующего за тем, в котором согласно соответствующему уведомлению прекращена деятельность (п. 7 ст. 346.21, п. 2 ст. 346.23 НК РФ). >>>
  11. Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом «доходы», уменьшают сумму единого налога в том числе на размер пособий по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) в части, оплаченной работодателями за первые три дня болезни, но не покрытой выплатами, произведенными работникам страховыми организациями (подп. 2 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). >>>
  12. Заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД необходимо подавать не только при прекращении деятельности, облагаемой этим налогом, но и при переходе на иной режим, а также при нарушении требований, установленных подп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ (абз. 3 п. 3 ст. 346.28 НК РФ). >>>
  13. При нарушении срока представления заявления о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД в связи с прекращением деятельности датой снятия с учета является последний день месяца, в котором такое заявление подано (абз. 5 п. 3 ст. 346.28 НК РФ). >>>
  14. Лимит по количеству работников для перехода на уплату ЕНВД и утраты права на применение этого спецрежима определяется исходя из средней, а не среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ). >>>
  15. Размер вмененного дохода за квартал, в котором организация и предприниматель встали на учет в качестве плательщиков ЕНВД или снялись с такого учета, определяется исходя из фактического количества дней осуществления деятельности (п. 10 ст. 346.29 НК РФ). >>>
  16. Плательщики ЕНВД уменьшают сумму единого налога в том числе на размер пособий по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) в части, оплаченной работодателями за первые три дня болезни, но не покрытой выплатами, произведенными работникам страховыми организациями (подп. 2 п. 2 ст. 346.32 НК РФ). >>>
  17. Применяющие ЕНВД предприниматели, имеющие работников, могут уменьшить сумму единого налога только на размер страховых взносов, уплаченных за работников (п. 2, абз. 3 п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ). >>>
  18. При применении патентной системы предприниматель не вправе уменьшить налог на сумму страховых взносов, уплаченных на обязательное страхование, что было предусмотрено в рамках УСН на основе патента. >>>
  19. Налогом на имущество организаций облагаются железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы и линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (п. 11 ст. 381 НК РФ). >>>
  20. В отношении выплат в пользу имеющих право на досрочную пенсию физлиц, которые заняты на работах с тяжелыми или вредными условиями труда, работодатели обязаны перечислять в ПФР дополнительные страховые взносы (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, подп. 1 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ). Дополнительные страховые взносы уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая установлена ч. 4, 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. >>>
  21. Изменен порядок исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой. Фиксированный размер взноса в ПФР определяется исходя из двукратного размера МРОТ, установленного на начало финансового года (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В 2013 г. указанные плательщики должны перечислить в ПФР 32 479 руб. 20 коп. >>>

    По материалам ПС Консультант Плюс
Все публикации