Как рекламировать и продвигать магазин? Советы предпринимателям

Дата публикации: 17.01.2013

Казалось, что дни частной торговли сочтены... маленькие прилавочные магазинчики исчезают один за другим. Их место на рынке занимают универсамы. Крупные торговые сети вытесняют частных предпринимателей, захватывают лучшие места. Но прошло всего несколько лет, и потребитель почувствовал на себе все «прелести» крупных универсамов, где не хватает продавцов и уборщиц, где товар залеживается, и, велика вероятность, купить товар с истекшим сроком годности, где нередко отсутствуют ценники, чтобы завысить цену. Славные торговые традиции обмана покупателя ушили далеко вперед от привычного рыночного обсчета и обвеса, но так и не умерли с приходом самообслуживания в эпохи тотального штрихкодирования. Каким бы ни был магазин: «прилавком» или универсамом, большим или маленьким, расположенным в центре или в переулке, не хитрые приемы привлечения покупателя нужны каждой торговой точке.

Зачем магазину маркетинг?

На протяжении десяти лет я наблюдал жизнь одной торговой точки. Находилась она в центре города, на оживленной площади в старом двухэтажном здании. В советские времена это был небольшой продуктовый магазин. Менялась эпоха, менялись владельцы магазина, и чем тут только не торговали... Но поработает новый магазин пару месяцев и закроется, полгода стоят площади пустыми. Затем откроется другой магазин и опять фиаско и закрытие. Так продолжалось до тех пор, пока снова не появился в этом задании продовольственный магазин. Почему очередной владелец «мертвой точки» не шел к покупателям, не спрашивал их мнение, не пользовался маркетинговыми услугами, чтобы понять, какой магазин здесь нужен? Ведь только маркетинг может решить проблему «мертвой точки» на, казалось бы, «бойком месте».

Тут ветераны советской торговли со мной не согласятся. Директор вещевого магазина мне с гордостью заявил, что он проработал в торговле уже больше 15 лет, что он сам разработал листовку и вместе с продавцами распространил ее по почтовым ящикам. Только все это «не сработало», а значить, реклама и маркетинг есть бесполезные лженауки. Оставим без критики дизайнерскую сторону этой листовки, ибо она попросту отсутствовала, но рекламное послание, которое содержалось в этой листовке, не могло возбудить даже самого активного шопоголика. Просто перейдем от самолечения к конкретным советам.

Секреты магазинной рекламы

Название
Называйте магазин правильно. Название, обычно, указывает на товар, который продается в данной торговой точке. Индивидуальное, имиджевое название более выигрышно. Например, название «33 коровы» предпочтительнее, чем «Молоко. Магазин № 16». Индивидуальность магазина проецируется на индивидуальность покупателей. Они это любят.

Вывеска
Если магазин выходит фасадом на оживленную транспортную улицу, то не стоит жалеть денег на вывеску. Она должна быть не только яркой, но и интересной. Если магазин находится в переулке, то большая вывеска тут не уместна. Здесь стоит уделить больше внимание оформлению витрин и окон.

Акции
Магазин должен быть «живым»!!! Постоянно поводите в нем акции, дегустации, лотереи. Даже если у вас небольшой магазинчик, это не значит, что промоушен исключительно удел супер или гипермаркетов. Акции говорят о том, что вы проявляете знаки внимания к своим покупателям. Они это тоже любят и ценят.

Сувенирная продукция
Напечатайте пакеты с названием и логотипом вашего магазина. Еще лучше напечатайте на них условия акции. Ваши покупатели разнесут эти пакеты по всему микрорайону и привлекут новых покупателей. Тираж пакетов обойдется Вам всего в 5-10 т. р.

Фасад
Рядом с вашим магазином стоят несколько билбордов размером 6×3 метра. Но, во-первых, аренда этих рекламоносителей стоит очень дорого. А, во-вторых, они все заняты чужой рекламой на длительный срок. Если у вас нет денег, чтобы покупать наружную рекламу, то активно используйте фасад своего магазина. Это может быть витрина, окна, карнизы. Украсьте их плакатами, товарами, повесьте баннерную растяжку. Важно — что и как на ней написать. Запомните, что дешевая псевдорекламная «мазня» и дешевые обещания не прибавят вам имиджа и не увеличат потом покупателей.

Штендер
Поставьте переносной штендер на тротуаре рядом с магазином. Конечно, люди не должны об него спотыкаться. Но внимание он привлекает, а за одно побуждает заглянуть в ваш магазин.

Листовки и плакаты
Напечатайте листовки с выгодным предложением. Предложение должно быть действительно выгодным. Не генерируйте его по принципу — «На тебе Боже, что нам не гоже!». Есть другие способы избавиться от неликвидного товара. Распространите листовки на остановках транспорта или по почтовым ящикам соседнего микрорайона. Напечатайте рекламные плакаты и регулярно вещайте их на соседних автобусных остановках.

Реклама по бартеру
Рядом с вашим магазином есть парикмахерская, салон цветов, небольшое кафе. Договоритесь с их владельцами о рекламе по бартеру. Вы вешаете их плакаты и рекламу у себя, а они рекламируют Вашу точку в своих торговых залах.

Устная реклама
Ну, если вы очень продвинутый предприниматель, то можете использовать в своей торговой точке аудио рекламу. Если магазинчик уж очень маленький, то превратите ваших продавцов в продавцов-консультантов, которые могут не только продавать или выбивать кассовые чеки, но и рассказать о товаре, помочь покупателю выбрать.

Ассортимент и цены
Какую бы красивую и эффективную реклама вы не сделали, но она способна завлечь в ваш магазин много народа только один раз. Если в вашем магазине ассортимент и цены не соответствуют рынку, то реклама Вам бессильна помочь. Повторно к вам никто не придет. Поэтому не ленитесь и обходите соседние магазины регулярно на предмет мониторинга цен. Установите свои цены хоть на 1 рубль, но дешевле. К сожалению, большинство предпринимателей предпочитают продавать дорого, чем продавать много, Запомните, что разбогатели лишь те, кто научился продавать много.

Прочитав эти простые советы, каждый второй предприниматель скажет — мы все это знаем и все это делали. Скорее всего, плохо делали. А каждый первый...? Вспомните, что вы в свом магазине сделали для своих покупателей?

  • У вас старая и пыльная вывеска.
  • Ваши цены ничуть не лучше, чем у соседа в его киоске.
  • Ассортимент оставляет желать лучшего.
  • У вас нет эксклюзивного товара.
  • Вы готовы травить потребителя некачественным товаром, лишь бы дешево его закупить.
  • Ваши продавцы ленивы и безграмотны, они плохо считают и нечисты на руку.

Вывод напрашивается сам за себя. Ваша торговая точка безликая и скучная. Выручка из месяца в месяц «стоит», а вот налоги и сборы регулярно растут. Соседний универсам отбивает у вас покупателей. Теперь ответьте себе на вопрос, устраивает ли вас такое ведение бизнеса? Неужели реклама опять виновата?

В настоящее время создается множество магазинов, под которые выделяются помещения в стороне от магистральных улиц и остановок общественного транспорта, в переулках, в глубине кварталов, а нередко и в подвалах. Для них, особенно в начальный период их работы, чрезвычайно важно средствами рекламы привлечь к себе внимание потенциальных покупателей. Без рекламы никто в подвал не заглянет.

Специально для новых торговых точек перечислим типичные ошибки в рекламе магазинов:

  • Отсутствие у магазина названия или заимствование названий у известных фирм.
  • Отсутствие мероприятий по позиционированию.
  • Отсутствие внешней рекламы.
  • Отсутствие внутримагазинной рекламы.
  • Небрежное оформление витрин.
  • Не дальновидная ценовая и ассортиментная политика.

P. S. Рядом с моим домом находятся три супермаркета, по-старому универсама, трех разных торговых сетей. Судя по ассортименту, ценам и качеству продаваемых в них товаров, ни один из них меня, как покупателя, не уважает. Поэтому у частного предпринимателей всегда будет шанс завоевать сердце своего потребителя.

Оригинал статьи находится по адресу: www.logvanov.r52.ru.

Все публикации