Принял на работу иностранца — жди проверку!

Дата публикации: 28.09.2012

1 августа 2011 г. вступили в силу основные положения Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Как это отразилось на процедуре проведения проверок работодателей, привлекающих на работу в Россию иностранный персонал? Обратимся к новому документу...

Для начала заметим, что федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции осуществляется в двух основных формах, таких как:
1) федеральный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в РФ;
2) федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников (ст. 29.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2011)).
В рамках первой формы проверяются въезд иностранцев в Россию, их проживание (постоянное и временное) и временное пребывание в РФ, транзитное передвижение в пределах нашей страны, а также выезд из нее (ст. 30 Закона N 115-ФЗ). В рамках второй — контролируется соблюдение работодателем, заказчиком работ (услуг), а также принимающей (приглашающей) стороной требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в сфере миграции (п. 3 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).
Важно учесть, что положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» применяются к отношениям, возникающим в рамках второй формы рассматриваемого нами контроля (надзора), причем с учетом особенностей, установленных Законом N 115-ФЗ (п. 2 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).
Что же касается федерального контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в РФ, то возможность применения Закона N 294-ФЗ к возникающим при его осуществлении отношениям Законом N 115-ФЗ прямо не предусмотрена.

Какие же особенности организации и проведения проверок соблюдения законодательства о трудовой деятельности иностранных работников следует учитывать работодателям?

Во-первых, законодателем установлена особая периодичность проведения плановых проверок соблюдения законодательства о трудовой деятельности иностранных работников. Они проводятся не реже одного раза в год, поскольку основанием для включения плановой проверки в ежегодный план их проведения является истечение одного года с момента окончания последней плановой проверки (п. 4 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).

Во-вторых, сформулированы специальные основания для проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о трудовой деятельности иностранных работников. К ним отнесены:

  • истечение срока исполнения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной (далее — работодатель) выданного органом государственного контроля (надзора) предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований федерального законодательства и иных нормативных правовых актов РФ в сфере миграции (далее — обязательные требования);
  • поступление в орган государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, профессиональных союзов, из СМИ о фактах нарушений работодателем обязательных требований;
  • выявление факта возможного нарушения работодателем обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований;
  • наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ, либо на основании требования прокурора в рамках осуществляемого им надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (п. 5 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).

В-третьих, установлены специальные сроки проведения плановых и внеплановых выездных проверок соблюдения законодательства о трудовой деятельности иностранных работников (п. п. 6, 7 ст. 32 Закона N 115-ФЗ). Так, плановая проверка не может превышать 20 рабочих дней, а внеплановая выездная проверка — 7 рабочих дней.
И лишь в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных экспертиз и расследований, срок проведения проверки может быть продлен руководителем органа государственного контроля (надзора), проводящего проверку, но не более чем на 7 рабочих дней (причем не по собственной инициативе, а только на основании мотивированного предложения должностного лица этого органа) (п. 8 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).

В-четвертых, введено особое правило, касающееся необходимости согласования отдельных внеплановых выездных проверок соблюдения законодательства о трудовой деятельности иностранных работников с органом прокуратуры. Такое согласование будет обязательным, если внеплановая выездная проверка проводится по причине поступления в орган государственного контроля (надзора) обращений, заявлений или информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований (п. 9 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).

В-пятых, законодателем установлен запрет на предварительное уведомление работодателей о проведении в отношении них некоторых внеплановых выездных проверок соблюдения законодательства о трудовой деятельности иностранных работников. Речь идет о проверках, которые:

  • проводятся в связи с поступлением в орган государственного контроля (надзора) обращений, заявлений или информации, касающихся фактов нарушений работодателями обязательных требований;
  • организуются по причине выявления фактов возможного нарушения работодателями обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований (п. 10 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).

В-шестых, определен особый перечень полномочий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), которые проводят проверки соблюдения законодательства о трудовой деятельности иностранных работников. Они имеют право:

  • запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от работодателя информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о назначении проверки посещать и обследовать используемые работодателем территории, здания, помещения, сооружения и иные подобные объекты, обследовать технические средства, а также проводить необходимые исследования, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
  • направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями требований миграционного законодательства, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений (п. 11 ст. 32 Закона N 115-ФЗ).

Таким образом, рассмотренный нами новый документ призван стать тем недостающим звеном, которое позволит включить проверки соблюдения миграционного законодательства (в части, касающейся трудовой деятельности иностранных работников) в сферу действия Закона N 294-ФЗ. Надеемся, что это повысит уровень гарантий соблюдения законности при проведении таких проверок.

По материалам ПС Консультант Плюс

Все публикации